Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [1]
Signs Of Life [1]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта


Вы вошли как Гость
Текущая дата: Четверг, 2024-05-02, 12:13 PM

Начало » Статьи » Мои статьи

Анализ рассказа Бунина "Человек из Сан-Франциско"
Проза И.А.Бунина, лауреата Нобелевской премии, очень своеобразна. Бунин отвергал любые проявления модернизма в своих произведениях. По словам юрия Айхенвальда: "На фоне русского модернизма творчество Бунина выделяется как хорошее старое".
Большое влияние на творчество Бунина оказала проза писателей-классиков девятнадцатого века.Так же как и А.П.Чехов, Бунин уделял большое влияние роли художественной детали в тексте.
В основе рассказа "Господин из Сан-Франциско", написанном в 1915 году, лежит философский вопрос о жизни и смерти. Весь рассказ наполнен символичными образами. Символично даже название. Отсутствие имени у главного героя, с одной стороны, - символ бездуховности и пошлости внутреннего мира героя, с другой, - собирательный образ, через который мы понимаем многих. Возможен также и третий вариант: его имя знали только жена и дочь, больше никто не помнил об этом человеке. После смерти его имяосталосьтолько в памяти жены и дочери, но перестало существовать вместе с телом господина из Сан-Франциско.
В рассказе встречается очень много мелких интересных деталей. например, все предметы быта, одежда, описание внешности и даже природы представляют собой для людей высшего "отборного" общества какую-то материальную ценность: "изумрудный газон", "в золотисто-жемчужном сиянии", "серебряные усы", "золотые пломбы", "золотые очки", "серебряная цепочка", "с золотистыми галуками", "серебристо-жемчужная рябь залива", "в серебряных круглых очках". Через эти художественные детали мы понимаем, что для людей высшего общества деньги и богатство стоят на первом месте.
В течение всего рассказа повторяются слова "адская мрачность", "сирена", "смертельная тоска", "девятый круг", "преисподняя", "мертвый", "мертвенно-чистый", "чернота", "черное масло", "красные огни". Все эти траурные краски, предупреждающие беду звуки, мистические ассоциации навевают страх и ужас в ожидании чего-то грандиозного.
Очень интересным, на мой взгляд, является эпизод в Неаполе, а именно описание церквушек. Все церкви показаны холодными, абсолютно одинаковыми: "величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри - огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечника, краснеющие в глубине на престоле, убранном кружевами, одинокая старуха среди темных деревянных парт..." Церковь пуста, горит лишь один семисвечник где-то вдали, а значит, нет людей, желающих помолиться и поставить свечку. образ одинокой старухи дает маленькую надежду: пока еще есть человек, который помолится за всех нас, попросит Господа о пощаде и о прощении.
Следом после этого описания идет описание отеля в "нарядном салоне, где так тепло от ковров и пылающих каминов". Здесь опять собралось много людей, все веселятся, играет оркестр. Описание этой теплой, радостной обстановки полностью противопоставлено описанию обстановки в церкви. Люди предпочитают наслаждаться теплом в уютном отеле, нежели молиться о спасении души. люди предпочитают жить в фальши и быть актерами в этом маскараде. Люди сознательно выбирают пошлость.
Что касается дочери господина из Сан-Франциско, то после встречи с "некрасивым человеком, в котором течет необычная кровь", в ней пробудились "нежные, сложные чувства", "ибо ведь в конце концов и не важно, что именно пробуждает девичью душу, - деньги ли, слава ли, знатность ли рода..." Да, это неважно. в высшем обществе так было и будет. Любовь для них - еще один спектакль, где каждому отведена своя роль, и сыграть ее нужно безупречно, не нарушая правила игры.
Еще одна важная деталь: ни у одного героя из рассказа не показано глаз, настоящих, естественных, с определенным выражением и цветом. В описании многих героев вообще отсутствует описание лица, взгляда, у других одеты очки, и есть одна "знаменитая красавица, высокая, удивительного сложения блондинка с разрисованными по последней парижской моде глазами". А ведь глаза - зеркало души. значит, и у множества людей вообще нет души, у других она закрыта, спрятана, а у знаменитой блондинки душа изуродована, "раскрашена по последней парижской моде". И только у одной Богоматери "очи подняты к небу, к Богу", и Ей поклоняются горцы, у которых пока еще есть надежда на спасение.
В рассказе присутствуют три фигуры, которые поражают своей громадностью: капитан описан как "человек чудовищной величины", похожий на "языческого идола"; Дьявол, который был "громаден , как утес", и корабль, "многоярусный", "многотрубный" и тоже "громадный". Но что же опаснее? Дьявол, который следит за кораблем со скал Гибралтара, или громадный корабль, внутри которого царит бездуховность и смерть, а управляет им громадный "языческий идол" капитан?
Люди перестали верить в Бога, они верят во власть "языческого идола", которому заплатили деньги и от которого зависит их жизнь. Точнее сказать, они верят во всевластие своих денег. Деньгам они поклоняются, из денег делают идола.
Наш мир близится к катастрофе. Пока мы еще живем благодаря молитвам немногих, но когда-нибудь и они исчезнут. Катастрофа и гибель неминуемы.
Категория: Мои статьи | Добавил: Capa-de-nieve (2006-08-18) | Автор: Мария
Просмотров: 13606 | Рейтинг: 4.1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]